(С.-Петербургской епархии и митрополии), находится в пос. Стрельна С.-Петербурга. Второй по времени основания и по своему значению после Александро-Невской лавры муж. монастырь С.-Петербурга.
13 сент. 1732 г. имп. Анна Иоанновна после смерти своей сестры герц. Екатерины Иоанновны подарила архим. Варлааму мызу на Петергофской дороге, близ Стрельны. Дача царевны Екатерины строилась в 1711 и 1714 гг., но осталась неоконченной. 22 сент. она подписала указ о передаче Приморской дачи «Троицкому Сергиеву монастырю и архимандриту Варлааму, и кто по нем в оной обители архимандриты будут в вечное владение». Т. о., дача стала подворьем Троице-Сергиевого монастыря.
По ходатайству архим. Варлаама деревянная ц. Успения Пресв. Богородицы, находившаяся при загородном доме царицы Параскевы Феодоровны на Фонтанке, у Лештукова пер., была разобрана и со всей утварью перенесена на дачу (мызу, подворье), где переосвящена 12 мая 1735 г. во имя прп. Сергия Радонежского. 5 июля, на престольный праздник, ее посетила имп. Анна Иоанновна, прошедшая пешком 4-километровый путь от Екатерингофа. Она пожертвовала в обитель Типикон, Требник, «Пентикостарион, еже есть Пятьдесятница» и Ирмологий. Императрица часто жаловала духовника подарками, 5 нояб. 1736 г. велела отдать архим. Варлааму оленя, который содержался в Екатерингофе, в 1737 г. подарила серебряную посуду, по смерти архимандрита переданную в Оружейную палату Московского Кремля.
После архим. Варлаама «Новосергиевская» пуст., насчитывавшая 13 насельников, была официально приписана к Троице-Сергиевой лавре. В числе ее строителей были священнослужители из лавры: иеродиак. Алексий (Логинов; в 1737-1738), иеромонахи Аверкий (Константинов; с 1744) и Варсонофий (Корельский; в 1764). В пустыни подвизался иером. прп. Синесий (Иванов), сподвижник свт. еп. Софрония (Кристалевского), вызванный им в Александро-Невский мон-рь (с 1754 игумен Иркутского в честь Вознесения Господня (Иннокентиевского) мужского монастыря). Часто бывал здесь и еп. Софроний. Но обитель находилась в упадке; с 1737 по 1764 г. сменились 13 строителей.
Возрождение С.-П. п. началось в 50-х гг. XVIII в., когда при архимандритах Троице-Сергиевой лавры Афанасии (Волховском; в 1753-1756), Гедеоне (Криновском) и Лаврентии (Хоцятовском) на ее территории был воздвигнут собор Св. Троицы. В 1755 г. архим. Афанасий сообщил в Синод о ветхости «древней» Сергиевской ц. и 4 янв. 1756 г. получил разрешение на постройку каменной церкви. Автором плана и фасада был архит. П. А. Трезини, 12 марта его работу утвердила имп. Елизавета Петровна. Трезини использовал один из первоначальных вариантов Смольного собора Б. Ф. Растрелли, к-рый и заканчивал строительство собора в пустыни.
18 и 19 авг. 1761 г. архим. Гедеоном (Криновским) были освящены приделы собора во имя апостолов Петра и Павла и праведных Захарии и Елисаветы. 10 авг. 1763 г. в присутствии имп. Екатерины II Алексеевны и наследника архим. Лаврентий (Хоцятовский) освятил главный престол собора. Проповедь на текст «Господи, кто обитает в жилище Твоем» (Пс 14. 1) произнес законоучитель цесаревича иером. Платон (Левшин впосл. митрополит Московский). Пятиглавый собор в формах елизаветинского барокко, построенный за счет средств Троице-Сергиевой лавры, вмещал 600 чел. и считался одним из красивейших церковных сооружений столицы. В плане он представлял собой греч. крест и имел длину и ширину 31 м. Над притвором возвышалась колокольня. Четыре боковые главы композиционно были подчинены высокой и массивной центральной. Богатый наружный декор включал колонны и пилястры, лепное оформление разнообразных по форме (полуциркульные, люкарны) оконных проемов. В интерьере выделялся высокий резной золоченый иконостас. Вероятно, со времени освящения собора пустынь стала называться Троице-Сергиевой.
В 1756-1760 гг. по проекту Трезини возвели каменные настоятельские кельи и ограду, к 1764 г.- башни, к северу и к востоку от обители был разбит сад. На 1-м этаже в сев. каменном флигеле настоятельского корпуса была вновь устроена Сергиевская ц. (1756-1758). В этот храм перенесли иконостас и утварь из прежней постройки, иконы написаны М. И. Довгалёвым.
28 июня 1762 г. в настоятельских покоях останавливалась вел. кнг. Екатерина Алексеевна, отправлявшаяся из С.-Петербурга в Петергоф во главе гвардейских полков. Там она получила письменное предложение имп. Петра III Феодоровича разделить с ним власть, переданное вице-канцлером ген. А. М. Голицыным, а затем его отречение от престола.
Архим. Анастасий (Братановский-Романенко) в 1795 г. ввел в пустыни общежительный устав. Он предусматривал участие всей братии в церковных службах, в т. ч. в пении акафистов: Богоматери - в субботу, Спасителю - в воскресенье перед ранней литургией, молебна прп. Сергию - после поздней литургии в воскресенье, а также во время обеденной трапезы. Вечернее правило читалось в церкви. В город братию отпускали только «для крайних нужд».
Архим. Антоний (1788-1792) ходатайствовал 15 июня 1790 г. в Синоде об устройстве церкви на средства вдовы ген.-лейтенанта И. Я. Хлебниковой над могилой ее отца - купца Я. С. Петрова. Базиликальная церковь, примыкающая к юж. одноэтажному флигелю, была освящена в авг. 1791 г. во имя ап. Иакова - небесного покровителя умершего. В 1799 г. заменили завершение соборной колокольни. При архим. Августине (Сахарове; 1804-1809) в пустыни был возведен ряд строений. 21 июня 1804 г. в память скончавшегося от тяжелого ранения в Персидском походе ген. гр. В. А. Зубова, покорителя Дербента, его братья Платон, Дмитрий и Николай решили построить в пустыни по его завещанию ц. во имя мч. Валериана и Инвалидный дом при ней на 30 «увечных воинов». На следующий день имп. Александр I Павлович дал согласие, и В. А. Зубов нашел упокоение в стенах обители. На содержание Инвалидного дома Зубовы обещали ежегодно «вечно и потомственно» вносить по 6 тыс. р. Закладка дома с церковью в зап. части мон-ря состоялась 16 сент. 1805 г. В 1809 г. постройка по проекту известного зодчего Л. Руски была закончена (упом. также имя некоего архит. Пунчини). Одноэтажное протяженное в длину здание на высоком цокольном этаже с церковью в центре, декорированной архаичными греко-дорическими портиками, решено в виде античного храма-саркофага с пристроенными к нему жилыми корпусами. Церковь располагалась в центральной части корпуса, украшенной 4-колонным портиком. Внутренний план - эллиптический, кессонированный купол, со световым отверстием в зените, был покрыт стеклянным фонарем, его поддерживали 12 ионических полуколонн. В церковном зале находилось 9 бюстов членов семьи Зубовых. Одноярусный классицистический иконостас шел полукругом. Над входом в склеп на черной мраморной доске позолоченными буквами была нанесена надпись: «Храм вечного успокоения роду светлейшего князя и графов Зубовых сооружен 1809 г.». 21 июня 1809 г., в годовщину смерти графа, архим. Порфирий (Кириллов) освятил церковь. В богадельню инвалиды вселились в 1814 г. Летом 1805 г. под рук. архит. Р. И. Кузнецова были перестроены и отделаны братские кельи. 29 мая 1805 г. настоятель получил разрешение устроить в башне ризницу и на средства Хлебниковых украсить Сергиевскую ц. новыми иконами, что было осуществлено.
В 1810 г., при архим. (1809-1812) Анатолии (Максимовиче), общежительный устав был отменен в пустыни, как не соответствующий условиям жизни столичной братии, и возвращена идиоритмия. С 24 мая по 11 июня 1813 г., при архим. Мефодии (Пишнячевском), в соборе пустыни пребывал гроб с телом фельдмаршала светлейшего кн. М. И. Голенищева-Кутузова Смоленского, доставленный из Бунцлау (Силезия; ныне Болеславец, Польша). Перед ним читалась неусыпаемая Псалтирь, ежедневно совершались литургии и панихиды. 18 часов в сутки доступ к гробу был открыт для жителей столицы. После окончания приготовлений к погребению останки князя были торжественно перенесены в с.-петербургский Казанский собор.
В 1819 г. С.-П. п. перешла в ведение викариев С.-Петербургской епархии, епископов Ревельских, которые управляли обителью до 1834 г., получая от этого определенный доход. В нач. 20-х гг. XIX в., при еп. Владимире (Ужинском), проводили ремонтные работы в храмах пустыни. 23 авг. 1820 г. состоялось повторное, после ремонта, освящение ц. св. Иакова митр. Новгородским и С.-Петербургским Михаилом (Десницким). С 1822 г. началась новая отделка Сергиевской ц., по завершении которой 28 сент. 1824 г. ее освятил еп. Ревельский Григорий (Постников). Одновременно был капитально отремонтирован настоятельский корпус, в 1823 г.- Троицкий собор (архит. И. И. Шарлемань 1-й), в интерьере колонны заменили пилястрами из белого стюка. К 1821 г. монастырь с 4 сторон был окружен каменной оградой. Ко времени управления пустынью (1826-1831) еп. Никанора (Клементьевского) с юж. стороны, у Петергофской дороги, на средства Зубовых были построены 2 деревянных гостиничных флигеля и 2 каменные часовни при въезде. С востока внутри мон-ря братия разбила фруктовый сад, с западной, восточной и северной сторон устроила пруды. Доход пустыни не превышал 8 тыс. р. в год, из к-рых 3-я часть (до 3500 р.) предназначалась на содержание братии и обители. Большая часть братии размещалась в 2 каменных корпусах на юж. стороне мон-ря, нуждавшихся в перестройке.
Расцвет С.-П. п. при имп. Николае I Павловиче связан с деятельностью ее настоятеля с 1834 по 1857 г. архим. св. Игнатия (Брянчанинова). 12 дек. 1833 г. император при личной встрече повелел ему принять на себя управление пустынью, чтобы сделать из нее образцовый мон-рь. В этом назначении возможно видеть участие гр. А. А. Орловой-Чесменской и Московского митр. свт. Филарета (Дроздова). Одновременно со свт. Игнатием в пустынь пришел его друг М. В. Чихачёв (в постриге схим. Михаил) - подвижник, церковный музыкант, и келейник И. В. Малышев (впосл. архимандрит Игнатий). Новый настоятель начал с возрождения строгой уставной монашеской жизни (в обители проживали лишь 12 насельников, при нем число братии возросло до 55 чел.), упорядочения богослужений, введения практики частой исповеди. 17 июня 1836 г. указом Синода пустынь была возведена в 1-й класс. 4 мая 1838 г. С.-П. п. стала центром монастырского благочиния С.-Петербургской епархии, которое возглавил архим. Игнатий. В числе братии пребывали келейник свт. Игнатия Иван Татаринов (впосл. архим. Иустин (1827-1890), настоятель Бабаевского во имя святителя Николая Чудотворца мужского монастыря); иером. Феофан (Комаровский), принявший в пустыни постриг в 1835 г. и бывший ее казначеем, затем настоятель Ниловой Сорской в честь Сретения Господня мужской пустыни, Староладожского во имя святителя Николая Чудотворца мужского и др. мон-рей, с 1865 г.- архимандрит Соловецкого в честь Преображения Господня мужского монастыря; эконом архим. Израиль (Андреев), Аполлос (Попов), казначей, в 1846-1863 гг. настоятель Староладожского Никольского монастыря, архимандрит, и еще 2 настоятеля Староладожской обители - иеромонахи Павел и Сергий; 3 настоятеля Череменецкого во имя апостола Иоанна Богослова мужского монастыря - иеромонахи Серафим, Иакинф и Исихий. Много лет на послушании здесь проживал П. П. Яковлев (1813-1899), историк, собиратель богатейшего архива, который частично сохранился в РГИА, РГБ ОР (Ф. 425) и в ЦГИА СПб. (Ф. 2263). Трудами директора Придворной певческой капеллы А. Ф. Львова и прот. П. И. Турчанинова, а также схим. Михаила монастырский хор стал одним из лучших в России. По просьбе архим. Игнатия прот. Петр написал для него свои лучшие духовные песнопения.
Свт. Игнатий начал большие строительные работы в обители. Доля его личных денежных вложений в постройки С.-П. п. составляла до 1/3. К 1834 г. был капитально отремонтирован настоятельский корпус, ранее не отапливавшийся и находившийся в аварийном состоянии. Каменной 2-этажной галереей - трапезной в формах необарокко, построенной архит. А. П. Макаровым, корпус соединили с Сергиевской ц. В 1835-1838 гг. был осуществлен ремонт собора с заменой иконостаса (архит. А. И. Мельников, художники К. П. Брюллов, Я. Ф. Яненко, при участии И. В. Малышева). Из казны для этого было выделено 92 тыс. р. Главный алтарь был освящен 18 сент. 1838 г. архим. Игнатием, приделы: правый, во имя апостолов Петра и Павла,- 15 мая 1839 г., левый (ранее упраздненный), в честь Усекновения главы св. прор. Иоанна Предтечи,- им же 16 (18?) авг. 1840 г. На горнем месте главного придела в киоте, исполненном по рис. архит. Мельникова, была установлена икона «Пресв. Троица», написанная Брюлловым в 1840 г. Ок. 70 образов для нового, 3-ярусного иконостаса написал Малышев (все утрачены).
В 1840 г. на 40 тыс. р., пожертвованных купцом М. В. Макаровым (впосл. схим. Макарий; † 5 мая 1869), были построены 2-этажные деревянные братские кельи на каменных подвалах. В 1843 г. к архим. Игнатию и митр. С.-Петербургскому Антонию (Рафальскому) обратился кн. М. В. Кочубей с просьбой разрешить построить в пустыни церковь близ места погребения его жены, кнг. М. И. Кочубей (урожд. кнг. Барятинская). Было выбрано место у юго-вост. башни, близ кладбища, причем святитель подчеркнул, что церковь «в византийском стиле... сольется в одно со всею группою монастырских зданий». Необычный проект храма - по форме напоминающий флорентийский баптистерий, предположительно составил франц. архит. Э. Оро (1801-1872), вероятно, изменил Р. И. Кузьмин, а затем переделал Г. Э. Боссе. Закладка состоялась 25 июля 1844 г., строительство под наблюдением Л. Я. Тиблена закончилось в 1847 г., но выполнение росписей (худож. В. М. Пешехонов) и отделки затянулось. 4 авг. 1863 г. церковь была освящена. Однокупольный восьмерик 30-метровой высоты с притвором был облицован серым шотл. камнем, освещался через круглые окна. Иконы в 2-ярусном иконостасе были выполнены в мастерской Пошехоновых, образ святых Василия и Елены в 1850 г. написал Т. А. Нефф.
26 апр. 1852 г. в крипте Сергиевской ц., в усыпальнице князей Чернышёвых, был освящен «пещерный» придел в честь Происхождения Честных Древ. На следующий год А. М. Горностаев разработал проект новой ц. прп. Сергия - на 2 тыс. чел. С 1854 г. начались строительные работы.
Последней оконченной при свт. Игнатии постройкой стала церковь-усыпальница во имя свт. Григория Богослова, возведенная по просьбе гр. Е. Д. Кушелевой (урожд. Васильчикова), вдовы ген.-лейтенанта Г. Г. Кушелева. В мае 1855 г. она выбрала место для храма - симметрично Покровской ц. в сев.-вост. части монастыря, на месте башни ограды. 9 июня 1855 г. был утвержден проект, составленный архит. А. И. Штакеншнейдером. Строительство длилось со 2-го полугодия 1855 до 1857 г., 11 мая храм был освящен митр. Григорием (Постниковым). Он сооружен в рус. стиле по типу образцовых проектов К. А. Тона, увенчан луковичной главой. Длина храма 24,5 м, ширина 9,6 м. В отделке фасадов были использованы гранит и серый мрамор, стены декорировали керамическими полуколоннами. Трехъярусный иконостас изготовили охтинские мастера. В центре храма находился спуск в усыпальницу, облицованную белым мрамором.
27 окт. 1857 г. архим. Игнатий был хиротонисан во епископа Кавказского и Черноморского. 30 окт. настоятелем назначен наместник пустыни иером. Игнатий (Малышев), с возведением в сан архимандрита. Архим. Игнатий успешно выступил против введения в пустыни общежительного устава, считая состояние обители и без того благоустроенным (переписка по этому поводу проходила в 1868-1870). К 1868 г. в пустыни, где проживали 46 (по др. данным, 35) чел. братии и 25 богомольцев, были приняты богослужебный и монашеский уставы, отличавшиеся от уставов общежительных мон-рей. Богослужебный устав предусматривал совершение утрени в будние дни в 5 ч. утра, в воскресенье и праздники «утренние всенощные бдения» - в 4 ч. утра. Далее следовала ранняя литургия, в летнее время литургий бывало 2-3 в день в память усопших, погребенных в пустыни («заказные»). Поздняя литургия начиналась в 10 ч., в 17 ч.- вечерня, зимой вечером под воскресные и праздничные дни служилась еще одна всенощная для удобства богомольцев. За богослужением в пустыни пели не только по нотам, но звучали и партесные песнопения (Д. С. Бортнянского, прот. П. И. Турчанинова, А. Ф. Львова). Пение всегда было на 2 клироса с канонархом; лики сходились на середину храма для пения стихир на вечерне и утрене и задостойника на литургии; для окончания утрени по прочтении 1-го часа и вечерни, по прочтении повечерия для пения краткого славословия Троице. В 1877 г. в пустыни был 61 насельник. Пустынь помогала духовным школам, с 1866 г. ежегодно выплачивая по 1 тыс. р. в пользу столичных семинарии и духовного училища.
Аристократическое кладбище С.-П. п. было одним из 3 самых привилегированных в городе. Здесь находилась семейная усыпальница известных благотворителей принцев Ольденбургских, Лейхтенбергских, Апраксиных, Голенищевых-Кутузовых, Данзасов, Дурасовых, князей Кочубеев, Кропоткиных, графов Кушелевых, Мятлевых (в т. ч. поэта И. П. Мятлева), Нарышкиных, Опочининых, Плещеевых, Стенбок-Ферморов, Строгановых, Чичериных, Шереметевых, князей Юсуповых, митр. греко-униат. церквей в России И. Булгак, канцлера, дипломата кн. А. М. Горчакова, гос. деятелей П. А. Клейнмихеля и кн. А. А. Суворова, архитекторов Г. И. Винтергальтера, А. М. Горностаева (с женой и сыном), И. И. Дёмина и Штакеншнейдера (с дочерью, известной мемуаристкой Еленой Штакеншнейдер), писателей, путешественников и гос. деятелей Е. П. Ковалевского и А. С. Норова, декабриста Н. Н. Оржицкого, дочерей Кутузова и Суворова. Пустынь и ее кладбище посещали многочисленные паломники, в т. ч. представители царствующего дома. В мае 1881 г. на похоронах принца Петра Георгиевича Ольденбургского имп. Александр III Александрович впервые посетил С.-П. п. уже как император. В пустыни впервые знакомились с рус. правосл. традицией в архитектуре представители дипломатического корпуса из Бельгии, Британии, Голландии, Греции и др. стран, а также пленный имам Шамиль (1859), к-рому, впрочем, архим. Игнатий (Малышев) не дозволил переступить через порог храма, и «ученые японцы» (июнь 1884), с которыми он беседовал о различии Православия и католичества. 22 июня 1867 г. здесь побывал кор. эллинов Георг I. На недолгое время «для обучения русскому языку и для проверки вероисповедания» известным «искателем приключений» Н. И. Ашиновым сюда был привезен на воспитание абиссинский мальчик (1889).
При архим. Игнатии (Малышеве) в братию поступили буд. настоятели пустыни - архимандриты Варлаам (Никифоров; с 1867 его келейник), Иоасаф (Меркулов; с 1871), Михаил (Горелышев; с 1873), еп. сщмч. Сергий (Дружинин). На покое жили ранее состоявшие в братии 3 настоятеля - архим. Аполлос (Попов), Введено-Островского мон-ря игум. Аполлинарий, строитель Нило-Сорской пуст. иером. Нектарий (Токарев). Богослужения в пустыни посещали А. Н. Муравьёв и В. И. Аскоченский (в 1879 похоронен в обители).
Архим. Игнатий возвел на территории мон-ря 50 построек, в которые вложил от трети до половины личных средств. Первой из них стала трапезная Сергиевская ц. Архимандрит сам руководил строительством. Ему удалось найти в лесу гранитный валун, к-рого хватило на отделку всех колонн храма, настоять на том, чтобы иконостас был не резным дубовым, как предлагал свт. Игнатий, а мраморным. Длина 5-главого храма 40,5 м, ширина ок. 20 м. Фасады здания в стиле необарокко, соответствующие отделке настоятельского корпуса, сочетаются с богатством интерьера, напоминающего древнехрист. базилики Палермо. Два ряда почти 5-метровых колонн вытесаны из монолитов красного гранита, они более чем на 3 м отстоят от стен. Восемь колонн поддерживают 4-гранные столбы, служащие опорой для арок, над которыми проходит сплошной каменный пояс высотой ок. 2 м. На этот пояс уложены балки и стропила, не закрытые ни подшивным потолком, ни сводами. С запада - обширные хоры. Визант. типа иконостас с колоннами из порфира и с деталями из каррарского мрамора, малахита, лазурита и полудрагоценных камней (не сохр.) также спроектировал Горностаев. Частично сохранившиеся росписи храма в визант. духе исполнили акад. Н. А. Лавров (он же вместе с М. Н. Васильевым писал иконы в иконостас, а также 4 образа для ц. мч. Валериана в 1865-1866) и Р. Ф. Виноградов (по эскизам Васильева - визант. орнамент и медальоны с изображением святых). В конхе алтарной апсиды находилось изображение Спаса Вседержителя (восстановлено). Иконы апостолов Иоанна Богослова и Павла написал худож. Л. Е. Воротилкин. Украшением храма служил гранитный мозаичный пол. Архим. Игнатий (Малышев) собственноручно выполнил медальоны с изображениями святых на колоннах, проектировал пол, плафон на балках, разноцветные стекла с узорами. 20 сент. 1859 г. церковь освятил митр. С.-Петербургский Григорий (Постников) в присутствии вел. князей Константина Николаевича и Николая Константиновича. Под Сергиевской ц. были устроены приделы во имя Всемилостивого Спаса (освящен 4 июля 1857, усыпальница Апраксиных) и мц. Зинаиды с кипарисовым иконостасом. Придел мц. Зинаиды в усыпальнице Юсуповых был освящен 28 апр. 1861 г. во имя небесной покровительницы кнг. З. И. Юсуповой, благотворительницы обители, финансировавшей строительные работы.
Писатель и путешественник Муравьёв 22 апр. 1861 г. пожертвовал серебряный крест с частицей мощей прп. Сергия, полученный для пустыни от свт. митр. Филарета (Дроздова), а в 1864 г.- серебряный позолоченный ковчежец с 9 частицами мощей (апостолов Матфея и Фомы, сщмч. Игнатия Богоносца, святителей Василия Великого, Афанасия и Кирилла Александрийских, Иоанна Милостивого, преподобных Феодосия Великого и Евфимия Великого), полученный от патриарха Александрийского Иерофея II Сифниота (в 1996 мощевик возвращен в обитель) и Никанора, еп. Фиваиды.
Министр народного просвещения А. С. Норов в 1862 г. по благословению патриарха Иерусалимского передал для храма мраморную колонку высотой 60 см из дома праведных Иоакима и Анны. В 1859 г. к юго-востоку от Сергиевской ц. были сооружены ризница и усыпальница Мятлевых (не сохр.).
5 июля 1859 г. митр. Григорий (Постников) заложил большой каменный корпус на 40 келий с церковью, расположенный вдоль Петергофского тракта. Он строился по проекту А. М. Горностаева на средства штабс-ротмистра М. В. Шишмарёва, пожертвовавшего более 40 тыс. р. Шишмарёву, женатому на внучке купца С. Я. Яковлева (Собакина). В память о Яковлеве в центральной части корпуса к 1862 г. была сооружена ц. мч. Саввы Стратилата. В небольшой 2-светный храм можно было войти только из келий, свод опирался на 4 облицованные стюком колонны. Иконостас представлял собой стену, на к-рой написаны иконы, с царскими вратами в арке. Предполагавшееся весной 1863 г. освящение по неизвестным причинам не состоялось. Корпус в рус. «кирпичном» стиле XVII в. с центральной башней и 2 небольшими боковыми, завершенными шатрами (надстроен в 1909), в наст. время является архитектурной доминантой обители и образует главный фасад ансамбля вдоль Петергофской дороги. В 1899 г. на башне над св. воротами были установлены часы.
В 1863-1864 гг., возможно по проекту Горностаева, у алтаря Троицкого собора, над захоронением архим. Варлаама (Высоцкого), была сооружена часовня, в которую помещен чтимый Тихвинский образ Божией Матери. В ней же погребены схимонахи Михаил (Чихачёв) и Макарий (Макаров). В 1869-1871 гг. предположительно по составленному ранее проекту Горностаева построена гранитная ограда с балюстрадой стоимостью в 50 тыс. р., в центре к-рой были Покровская и Спасская часовни. В 1876 г. в вост. части обители, на берегу пруда Иорданка, архит. Д. И. Гримм возвел часовню в честь чтимой Рудненской иконы Божией Матери в подражание Никоновскому скиту в Новом Иерусалиме. На пожертвования кнг. П. Н. Ширинской-Шихматовой и духовника братии иером. Герасима († 1897), выпускника столичного ун-та, в 1869 г. было получено разрешение учредить в пустыни больницу в память умершего сына княгини - Александра Платоновича.
Самым значительным сооружением архим. Игнатия стал собор Воскресения Христова, спроектированный им самим совместно с А. А. Парландом на месте обветшавшей ц. св. Иакова. Старый храм, последний раз в 1866 г. перестроенный в рус. стиле на средства Норова, был переосвящен 16 июня того же года митр. Исидором (Никольским) в честь Воскресения Христова. Но вскоре кнг. А. В. Голицына (урожд. Гудович) пожертвовала 20 тыс. р. на постройку нового храма. К ней присоединились др. благотворители (П. Ф. Дурасов - 15 тыс. р., А. М. Потёмкин и П. Т. Лесникова - по 10 тыс. р., гр. Г. А. Строганов - 5 тыс. р.). Всего собрали ок. 100 тыс. р. Проект храма на 2500 чел. был утвержден 20 мая 1872 г.; проекты архит. С. В. Садовникова не были одобрены. Закладка состоялась в 1877 г. 15 мая 1884 г. архим. Игнатий освятил нижний храм-усыпальницу во имя арх. Михаила в память кн. М. П. Голицына, вдова которого внесла 1-ю жертву на строительство. Главный престол освящен митр. Исидором 29 июля 1884 г. в сослужении епископов Ладожского Арсения (Брянцева) и Выборгского Сергия (Серафимова), в присутствии архиепископов Тверского Саввы (Тихомирова), Ярославского Ионафана (Руднева), Тамбовского еп. Палладия (Ганкевича) и К. П. Победоносцева.
Длина храма составляла 44 м, ширина - ок. 24 м. Трехпридельный собор в визант. стиле новаторски сочетал 5-купольное завершение в плане, близком к прямоугольному. Центральный 4-столпный крестово-купольный четверик был перекрыт 4 конхами и увенчан монументальным цилиндрическим барабаном со шлемовидным куполом. Угловые части завершали аналогичные приземистые малые купола. С западной и восточной стороны к четверику примыкали прямоугольные в плане объемы притвора, перекрытого щипцовыми кровлями, и алтаря, к-рый продолжался 2-ярусным полуциркульным в плане выступом. В «ковровом» декоре доминировали арочные элементы: аркатурно-колончатые пояса, ползучие арочки, арочные окна. На наружных стенах на барельефах работы скульпторов Р. Р. Баха и А. М. Опекушина представлены все рус. святые - от кнг. равноап. Ольги до свт. Тихона Задонского. План богатого символикой оригинального внутреннего убранства принадлежал архим. Игнатию, единолично руководившему строительством и выполнившему часть росписей. У входа в храм скульптура Баха «Христос, призывающий к Себе», внутри 16 гранитных колонн розоватого и красного цвета (камень был найден на монастырской земле) и до 48 гранитных капителей. По сторонам царских врат располагались колоссальные посеребренные фигуры ангелов на черных каменных подножиях, с бронзовыми хоругвями и пальмовыми ветвями в руках (Бах по модели Опекушина). При открытых вратах алтарь имел вид Гроба Господня. Царские врата украшали скульптурное изображение Евангелия на престоле, с парящим над ним Св. Духом в виде голубя, и иконы на перламутре, перед ними стояли 2 подсвечника из лазурита и золоченой бронзы, исполненные на фабрике Ф. Ю. Шопена. Иконы низкого каменного иконостаса были написаны на золотом фоне. Хоругви украсила вел. кнг. Елена Михайловна. Большое паникадило с эмалевыми вставками в визант. стиле выполнила фирма А. М. Постникова. Храм был богато расписан, украшен витражами с крестами. В его отделке широко использовали гранит. Строительство обошлось в 180 тыс. р. вместо 500 тыс. по первоначальной смете. В С.-П. п. действовали богадельня и странноприимный дом, в 1880 г. на средства архим. Игнатия был открыт свечной завод.
В 1890 г. в С.-Петербурге, в доме на Б. Белозёрской ул. (ныне ул. Воскова), произошло явление Божией Матери тяжелобольному отроку Н. К. Грачёву (впосл. насельник пустыни; † 1918), к-рый затем исцелился в ц. иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в селении Стеклянного завода. Архим. Игнатий (Малышев), узнав о чуде, в 1891 г. выкупил этот дом и в 1894 г. создал в нем приют для 15 детей - умственно отсталых и эпилептиков. Стараниями архим. Игнатия и сестры исцеленного Екатерины Константиновны Грачёвой в России было положено начало попечению об умственно отсталых. В приюте была освящена часовня «Всех скорбящих Радость». 1 сент. 1898 г. в приюте освятили Скорбященскую ц., в к-рой служил иером. Николай (Грачёв). Двухъярусный иконостас (утрачен) и утварь пожертвовала Троице-Сергиева пуст.
5 июля 1897 г. был возведен в сан архимандрита и принял в управление пустынь иером. Варлаам (Никифоров), уроженец С.-Петербурга, бывш. ризничий. Он расширил школу (в 1900 в монастырской 2-классной школе обучалось 40 мальчиков и в начальном уч-ще - 10 девочек, действовало общежитие на 12 чел.) и возобновил монастырскую б-ку, в к-рой к кон. 1901 г. насчитывалось более 6 тыс. книг (в сев.-зап. башне). Б-кой заведовали наместник игум. Агафангел, из ярославских дворян, духовный писатель, и иеродиак. Павел. В 1898 г. открылась больница на 15 коек. В том же году фирма А. А. Баринова изготовила серебряные одежды с рельефами для главного престола Воскресенской соборной ц. и мраморный престол нижнего храма. Безвозмездно, в т. ч. по школам, распространялись духовно-просветительские издания: в частности, в 1900-1904 гг.- в Карс и на Дальн. Восток. Насельники пустыни несли послушание на флоте, в духовных миссиях в Корее (1897), в Тегеране (1903).
21 дек. 1901 г., после кончины архим. Варлаама († 8 дек. 1901), Синод утвердил назначение на настоятельскую должность иером. Михаила, из крестьян Витебской губ., с возведением его в сан архимандрита. В ночь на 1 марта 1906 г. сгорела больница. При архим. Михаиле в юго-западной части пустыни было выстроено в стиле модерн новое здание больницы (1906-1907, открыта в янв. 1908) на 10 чел., с амбулаторией для приходящих больных (в 1913 на приеме побывало 6534 чел.). Пустынь содержала на свои средства доктора, фельдшера и 3 служителей.
В 1915 г. в С.-П. п. проживало более 90 чел., до 70 вольнонаемных служащих. Действовали инвалидный дом на 30 чел., 2-классная церковноприходская школа с общежитием на 60 мальчиков (в отдельном деревянном 2-этажном здании; не сохр.), приют для малолетних мальчиков, обучавшихся в монастырской школе (содержалось ежегодно 15 чел. за счет обители); странноприимный дом для престарелых женщин, в котором ежедневно находили приют 15-20 чел. Имелось «огородное и полевое земледельческое хозяйство», фруктовый сад; свыше 20 коров и лошади «лучшей породы», птичник «с несметными стаями совершенно ручных кур», пчельник. Во время первой мировой войны на средства пустыни и «местных обывателей» открылся госпиталь на 25-30 чел.
В эти годы к пустыни были приписаны ц. во имя прп. Андрея Критского у ст. Сергиево при приюте Братства ревнителей веры и милосердия (архит. М. М. Долгополов, 1903) и 5-главая деревянная Скорбященская часовня в рус. стиле (ст. Сергиево, 1904-1905). 12 сент. 1909 г. архим. Михаил просил хозяйственный комитет С.-Петербургских городовых скотобоен передать пустыни свободное место близ Забалканского (ныне Московского) проспекта под постройку полностью за счет пустыни церкви и зала для бесед с рабочими. При скотобойнях была устроена ц. свт. Николая Чудотворца.
5 мая 1915 г. архим. Михаил (Горелышев; † 1918) по болезни был уволен, по его просьбе настоятелем был определен ризничий (с 1902) иером. сщмч. Сергий (Дружинин; 1863-1937) с возведением в сан архимандрита. Архим. Сергий, из тверских крестьян, был духовником вел. князей Константина и Димитрия Константиновичей, проживавших в Стрельне и часто посещавших пустынь. Дети вел. кн. Константина Константиновича Иоанн, Татьяна (в монашестве Тамара), Константин, Олег и Игорь из своих карманных денег собрали средства для устройства в трапезной каменного пола. Их письмо по этому поводу хранилось в позолоченной металлической раме в братской трапезной.
На основании резолюции архиеп. Петроградского сщмч. Вениамина (Казанского) от 13 июня 1917 г. был учрежден Духовный Собор пустыни из настоятеля, наместника, казначея, ризничего и духовника. С 16 по 23 июля 1917 г. архим. Сергий участвовал в съезде монашествующих в Сергиевом Посаде. Вокруг мон-ря устраивался крестный ход в день обретения мощей прп. Сергия Радонежского (5 июля) и 1 авг. на монастырский пруд, 24-26 сент. у его стен проходила ярмарка. К 1917 г. капитал пустыни составлял 350 тыс. р.
В XIX-XX вв. настоятелями С.-П. п. были: архимандриты Амвросий (Протасов; в 1798-1800), Вениамин (Жуков; в 1800-1802), Евгений (Болховитинов), Августин (Сахаров; в 1804-1806), Израиль (Звягинцев; в 1806-1808), Порфирий (Кириллов; в 1808-1809), Анатолий (Максимович; в 1809-1812), Мефодий (Пишнячевский; в 1812-1813), св. Иннокентий (Смирнов; в 1813-1816), Дамаскин (Россов; в 1816-1819), епископы Ревельские Владимир (Ужинский; в 1819-1822), Григорий (Постников; в 1822-1826), Никанор (Клементьевский; в 1826-1831), Смарагд (Крыжановский; в 1831-1833), Венедикт (Григорович; в 1833), архимандриты свт. Игнатий (Брянчанинов; в 1834-1857), Игнатий (Малышев; в 1857-1897), Варлаам (Никифоров; в 1897-1901), Михаил (Горелышев; в 1901-1915), сщмч. Сергий (Дружинин; в 1915-1919), Иоасаф (Меркулов; с 1919 до 22 янв. 1930), Игнатий (Егоров; в 1930-1931).
В 1922-1925 гг. часть строений обители заняла детская колония «Труд» со 194 воспитанниками. Поселку пустыни присвоили имя «тов. Ленина». После 1922 г. было начато уничтожение кладбища, в 1923 г. закрыта Зубовская церковь и разобран ее иконостас. В апр. 1930 г. пустынь как памятник была снята с гос. охраны с целью дать возможность для ее беспрепятственного разграбления. 14 сент. того же года по решению президиума Леноблисполкома территорию и здания обители передали под «городок» школы по переподготовке начсостава военизированной охраны им. В. В. Куйбышева, а 1 окт. был закрыт Троицкий собор. 9 июля 1931 г. было принято решение о «ликвидации» Кочубеевской церкви под библиотеку-читальню (ЦГА СПб. Ф. 7179. Оп. 10. Д. 39). В ночь на 18 февр. 1932 г. было арестовано ок. 25 насельников, по преимуществу проживавших в поселке, где действовала кладбищенская Успенская ц. (не сохр.). В 1932-1933 гг. были разобраны купола и верхний ярус колокольни Троицкого собора, в 1933-1935 гг.- уничтожено кладбище, перестроен братский корпус, разрушена усыпальница Мятлевых. В 1935-1938 гг. был надстроен 2 этажами Зубовский корпус, Сергиевская ц. переделана под клуб, Воскресенский собор - под физкультурный зал. В 1941-1945 гг. здания пустыни пострадали в ходе боевых действий. В 1946 г. был разобран на дрова иконостас Троицкого собора, в помещении к-рого предполагалось устроить библиотеку-читальню и зал-лекторий. В 1947 г. в пустыни размещен спецлагерь - Ленинградская детская трудовая воспитательная колония УНО по Ленинградской обл. На рубеже 40-х и 50-х гг. были разобраны Покровская ц., Тихвинская часовня, в нач. 50-х гг.- Воскресенский собор (остатки уничтожены к 1968). Колонны с резными гранитными визант. капителями использованы для создания «подобия декоративного садового сооружения».
Проводились и отдельные реставрационные работы: в 1947 г.- «овального зала» (ц. мч. Валериана) без восстановления внутреннего убранства (архит. А. П. Удаленков), в 1955 г.- настоятельского корпуса, в 1951-1953 гг. консервация (архит. А. А. Кедринский).
10 июля 1962 г. был снят с охраны и вскоре разрушен памятник барокко - Троицкий собор, в следующем году - Рудненская часовня. В 1962 г. был демонтирован мраморный крест над могилой А. М. Горностаева (впосл. восстановлен). Крест украшен резными изображениями зданий, возведенных по проектам зодчего, и слав. вязью (архит. И. И. Горностаев). Кроме него из захоронений сохранилась только усыпальница Чичериных в виде пирамиды, увенчанной статуей ап. Петра.
С 1964 г. в пустыни разместилась средняя школа милиции. На месте кладбища устроен плац. В 1973 г. уцелевшие здания были формально взяты под гос. охрану, в 1980 г. проведена реставрация северо-зап. башни (архит. А. П. Куликов). К 29 марта 1993 г. относится решение о возобновлении в пустыни монашеской жизни, причем школа милиции соседствовала с мон-рем. В 1993 г. под праздник Введения во храм Пресв. Богородицы в возвращенной епархии Сергиевской ц. состоялась 1-я служба. 23 мая 2001 г. распоряжением правительства комплекс С.-П. п. был возвращен Церкви. Из Николо-Богоявленского собора переданы святыни пустыни - мощевик и образ прп. Сергия Радонежского. На кладбище пустыни велись археологические работы (археолог В. А. Коренцвит). После обретения на месте разрушенной Тихвинской часовни останков архим. Варлаама (Высоцкого) и схим. Михаила (Чихачёва) они были перенесены в церковь (находятся у северной и южной стен). Установлены новые надгробия Горчаковых, Мятлевых, Ольденбургских, Штакеншнейдеров. Проведены реставрация Сергиевской ц., настоятельского корпуса, благоустройство территории. В пустыни проживает настоятель архим. Николай (Парамонов) и неск. насельников.